Рекомендации ОРОиК по преподаванию курса ОПК

Преподавание нового учебного курса «Основы православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. На этой основе изначально строилась работа по введению преподавания религиозных культур народов России и нерелигиозной этики в рамках федерального эксперимента, инициированная встречей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и лидеров других традиционных российских религиозных организаций с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 21 июля 2009 года.
Включение преподавания православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка в основную и обязательную часть школьной программы поднимает на новый качественный уровень взаимодействие Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. От православного народа это требует проявления активной гражданской позиции «заказчика» содержания общего образования и партнера государства и школы в преподавании православной культуры, школьном образовании и воспитании в целом.
Обращаем внимание на то, что «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. Какую бы форму организации преподавания ни выбрали учитель и ОУ (урок, факультатив (в том числе разновозрастный), кружок в ОУ или УДО, классный час), учителям рекомендуем избегать исправления обрядов и культов, использования в качестве учебных пособий икон в окладах и т.д.
В условиях реализации преподавания необходимо учитывать возможности интеграции ОПКи других предметов, особенно гуманитарного цикла, основывая процесс духовно-нравственного воспитания на православных ценностях, т.к. они являются основой русской культуры.
Целесообразно использоватьбольшой воспитательный потенциал в системе внеклассной работы.Очень важно учитывать единство учебной и внеклассной деятельности независимо от формы преподавания курса ОПК, привлекая к совместному творчеству всех учащихся ОУ (участие в краевых конкурсах, викторинах, создание православных театров, хоровых коллективов, художественных студий и т.д.).
В целях оценки уровня преподавания ОПК, а также подготовленности учеников, их заинтересованности в предмете планируется проведение в 2009 – 2010 учебном году регионального этапа всероссийской олимпиады по основам православной культуры.
Оценивание знаний учащихся.Предметы, направленные на формирование ценностных ориентиров молодежи, как правило, затрудняют их арифметическое оценивание. Там, где речь идет о факультативе или кружке, учителю рекомендуется самомувыстроить шкалу мотивации и оценивания заслуг учащихся. Возможно использование зачетной системы («зачет» – «незачет»). В урочной системе в основу положена традиционная пятибалльная отметка. Следует избирать действенные варианты мотивации учащихся, так как решение изучать или не изучать данный курс принимается только родителями и учеником, что обязательно должно быть отражено в соответствующем заявлении родителей на имя директора школы. Учителям ОПК необходимо вести разъяснительную просветительскую деятельность среди коллег, родителей, общественности; можно прибегнуть к помощи благочинных и священнослужителей.
Учителям, реализующим преподавание «Основ православной культуры», рекомендуем тесно взаимодействовать скоординаторами предмета «Основы православной культуры», благочинными Ижевской и Удмуртской епархии и Отделом РОиК.
Курс «Основы православной культуры» реализует задачи духовно-нравственного воспитания, умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали, формирует целостное восприятие картины мира на основе традиционных для России православных ценностей.

Рекомендации подготовлены ст. преподавателем кафедры обществоведческих дисциплин ККИДППО В.Н. Басий.

 

Материалы для преподавателей:

Методические разработки в области преподавания ОПК

Пособие для подготовки школьной программы

Развитие способностей учащихся в школе будущего - нашей новой школы


Назад к списку