Председатель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: "Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение"

В российских школах закончился процесс выбора модуля «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на будущий учебный год. Одновременно с этим в СМИ вновь стала появляться информация об изменении формы преподавания комплексного курса ОРКСЭ. Ее суть в том, чтобы вместо одного из шести модулей по выбору семьи школьника (введенных и прошедших апробацию) создать некую объединенную дисциплину, которая будет изучать «ценностное единство четырех основных религий», поскольку, как считают авторы инициативы, «…возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах РФ, этнической и религиозной нетерпимости».

Как оценивают подобные идеи в Русской Православной Церкви? Об этом в интервью «Православному образованию» рассказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Такого рода высказывания не новы, они звучат с самого начала преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Позиция Церкви по данному вопросу неоднократно выражалась Святейшим Патриархом. И эта позиция не корректируется. Обсуждать это просто не имеет смысла. Процесс обсуждения целесообразности курса уже давно пройден.

Сегодня перед нами стоят вопросы не осмысления курса, а качества преподавания этого предмета. Если уровень преподавания курса будет низким, то родители его просто не выберут для своих детей. Это будет никому не интересно, и ничего из задуманного не реализуется. Поэтому главная задача сейчас сделать курс интересным, наполнить его содержанием, которое соответствует возрасту ребенка, методике преподавания. Курс должен быть актуальным: не просто рассказывать об истории религии, но и быть важным с точки зрения повседневной жизни. Люди, которые заинтересованы по-настоящему в духовно-нравственном воспитании детей, сегодня обсуждают именно эти проблемы. Нужно готовить учителей, нужно создавать новые учебники — вот что актуально сегодня.

— Ваше Высокопреосвященство, оппоненты преподавания курса ОРКСЭ утверждают, что его изучение приведет к разделению общества, спровоцирует конфликты. Чтобы этого не произошло, с их точки зрения, все должны изучать некую общую дисциплину «о религии»…

— Эти утверждения голословны, не выдерживают никакой критики. Сейчас, через три года изучения ОРКСЭ по выбору, это стало совершенно очевидно.

Одна из главных задача преподавания ОРКСЭ как раз — формировать в ребенке, ученике доброжелательное отношение к другим, опираясь при этом на свою собственную аргументацию, свой опыт познания, понимания, освоения культуры. И вот, если эта аргументация имеет тесную связь с религиозными взглядами человека, с его культурной традицией, она становится убедительной и сильной. Имеет прочную духовную основу, не зиждется только на формальных требованиях закона, тем более на требованиях внешней политкорректности или абстрактной толерантности, которую недавно Президент Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию выразительно назвал «бесполой и бесплодной» для воспитания нравственной культуры молодежи.

Выступая на церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», Святейший Патриарх  особенно подчеркнул, что убедить православного человека хорошо относиться к носителю другой религии или представителю нации можно только через обращение к его собственным убеждениям: «Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что нужно жить дружно».

Наш путь другой — многообразие традиционных религии народов России изучать в светской, государственно-общественной школе, считаясь с потребностями людей, граждан, общества. И в этом процессе сотрудничая с государством, школой, другими конфессиями, формировать у детей уважение к культурным особенностям, традициям, правам сограждан, отличающихся от них по культуре, образу жизни. Опыт преподавания ОРКСЭ показал, что это и возможно, и полезно для нашей школы и общества.

— Но ведь школьник должен знать и о других религиях тоже?

— Да, должен. Но, во-первых, при условии, что он будет иметь возможность (подчеркну) систематически изучать свою духовную культуру, свои истоки. Нельзя ожидать, что дерево даст плоды, если у него нет корневой системы. Нельзя учить ребенка иностранным языкам, если он не знает, не освоил родной язык. И так же странно пытаться преподавать детям разные духовные культуры, если они не имеют представления о своей, близкой к их семье. Человек, не знающий своих культурных корней, никогда не сможет уважительно относиться к чужой культуре — он просто не будет понимать, в чем ее важность и ценность. Это касается и религии.

И, во-вторых, есть учебный предмет «Обществознание» почти по всем годам обучения, в рамках которого школьники знакомятся с религиями, религиозными организациями в России. Есть курс истории, в рамках которого изучаются мировые религии. Сейчас ведется активная дискуссия о необходимости его обновления, о новых учебниках и программах, где были бы преодолены старые подходы к преподаванию, полноценно представлена духовная культура народов России, в том числе и православная.

А у предметной области по религиозным культурам своя задача — духовно-нравственное воспитание детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи, реализация воспитательного потенциала традиционных религий в школе. Еще раз хочу подчеркнуть, какие бы идеи нововведений или изменений не возникали, процесс преподавания религиозных культур по выбору максимально продуктивен, и его необходимо развивать и совершенствовать. Нужно развивать, накапливать положительный опыт церковно-государственного и межконфессионального сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.

Патриархия.ru